[Фонды] [2015 Студенты заочного отделения] [Шерстенникова Екатерина ] [Портрет Петра I (1672—1725). ] 

Портрет Петра I (1672—1725).

Описание:

Автор: Ломоносов Михаил Васильевич

Время создания/издания: 1757

Место создания/издания: Ленинградская обл., Ломоносовский р-он, с. Усть - Рудица (Санкт-Петербургская губ., Копорский уезд, Усть-Рудица)

Материал: смальта, древесина липы, краска, медь

Техника: мозаика

Аннотация:

Разработка способов изготовления цветного стекла и смальт - одно из важнейших направлений естественнонаучных экспериментов М.В. Ломоносова. Многочисленные опыты в химической лаборатории позволили ему разработать рецепты для самых разных цветов и оттенков, и затем – использовать их для возрождения забытого тогда в России искусства мозаичного набора. М.В.Ломоносовым были созданы 4 мозаичных изображения Петра Великого. Наиболее известны мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и МАЭ РАН. Петру Великому Ломоносов дал высшую оценку, которая только возможна была в его понимании: «...ежели человека, Богу подобнаго, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великаго не обретаю. За великия к отечеству заслуги назван Он Отцем Отечества. Однако мал ему титул». Монументальным, в горностаевой мантии, крытой золотой парчой, образ Петра представлен на мозаике в Государственном Эрмитаже. Мозаика, представленная в Музее М.В.Ломоносова МАЭ РАН, создавалась ученым для великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III, в 1755 г. вместе с мозаичным портретом Анны Петровны, дочери Петра и матери великого князя. Ломоносов решает поднести два портрета Петру Федоровичу, выбирая для этого портрет его деда и матери и выполняя их в более мягкой и живописной манере. Такому восприятию способствует и форма мозаики – овал. Портрет Петра, как и портрет Анны Петровны, набран мелкими кусочками смальты. Петр представлен в своём обычном простом одеянии как «царь-труженник», за что и ценил его М.В.Ломоносов. На обороте портрета выгравировано: "Михаил Ломоносов 1757 г." Надпись сделана в XIX в.